Macroud (macroud) wrote,
Macroud
macroud

Category:

Оправдание Искариота

Почти две тысячи лет минуло с тех пор, как Иисус Назорей взволновал сердца жителей  Иудеи. А мы все возвращаемся мыслью к тем трагическим событиям, все пытаемся понять их значение, пытаемся объяснить мотивы поступков их участников. Иуда Искариот – одно из главных действующих лиц. Что мы знаем о нем? Практически ничего. Лишь один поступок, один факт уже две тысячи лет лежит в основании всех суждений о нем. Но зато какой факт! Злодей, – его имя стало нарицательным. Но так ли все просто?

Иисус пришел в наш мир спасти человечество. Спасти всех и каждого. Спасти от вечных мук искупления грехов. Смерть Иисуса – непременное условие спасения человечества, спасения всех. Она предопределена от века. И она не могла произойти случайно, по оплошности или неуклюжести окружающих. Только заведомо подлое предательство, заведомо неправый суд могли привести к смерти Иисуса – трагическому и величайшему событию в истории. Ключевая фигура в событиях, приведших Иисуса к кресту – фигура Иуды Искариота. Иуда и Иисус. Подлый злодей и вселюбящий Бог... Иисус пошел на крест ради спасения всех, значит и Иуды тоже. Но без предательства Искариота не было бы казни Иисуса, а значит и Спасения. Но предательство – гибель Иуды пред Богом. Нет ничего страшнее, чем предательство Бога. Свершившееся предопределено от начала времен, следовательно предопределена и подлость предательства. Значит, кто-то от века предназначен к гибели. Но человек свободен в помыслах и поступках, а значит, принудить его к великому греху невозможно. Но возможно подобрать злодея и поставить его в соответствующие условия, то есть, другими словами, подстроить предательство! Иисус спасает всех ценой одного, ценой вечных мук Искариота. Возможно ли такое для вселюбящего Бога? Ведь Он пришел с проповедью Любви, Любви всеобщей и всеобъемлющей! При этом нельзя зарезать одного, чтобы стало хорошо остальным.

Итак, Иисус пришел как жертва Богу во искупление грехов человечества. Грехов прошлых и будущих. Род человеческий так нагрешил, что сам уже был не в состоянии искупить совершенные грехи: ничто, сотворенное людьми не смогло бы перевесить чашу греха. Но Бог по своей любви к человечеству положил на чашу весов добра и зла бессмертную жизнь своего Сына. Только такая жертва и могла искупить грехи человека в глазах самого Бога, причем не только грехи уже совершенные, но и грехи будущие, ибо ценность жизни Бога бесконечна. Смерть Иисуса, насильственная смерть, была необходима. Именно для нее и пришел в наш мир Христос.

Смерть Иисуса не могла быть обычной. Была бы его смерть искупительной жертвой, если бы его, например, зарезал случайный вор? Нет. Это обязательно должна была быть публичная смерть, при большом стечении народа. Могла ли тогда это быть, например, смерть в бою? Тоже нет, ибо это – жертва. Значит – казнь. Но Бог безгрешен, следовательно, несправедливая казнь. Неправая казнь, а перед ней – неправый суд с осуждением невинного. Жертва Иисуса – самая тяжелая жертва. И смерть его должна была быть самой мучительной и самой позорной по тогдашним представлениям – смерть на дереве. Это – жертва от человечества и как от его представителя, от толпы – Иисус осужден не Каиафой и не Пилатом, а толпой. Все в гибели Христа должно было быть по пределу возможного. Отсюда и крест, и пронзительно несправедливый суд, и утверждение несправедливого приговора Пилатом ради личного покоя, и предательство одного из самых близких учеников – все самые тяжелые грехи соединились здесь!

Итак, Иисус должен был быть казнен, казнен несправедливо, жестоко и подло. Знал ли Иисус об этом? Знал ли он об этом не как Бог, а как человек? Безусловно, да! Он неоднократно предупреждал о своей гибели апостолов. Мало того, он изначала знал, кто его предаст: "Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст его..." (Ин 6, 64). И тем не менее сам выбрал себе учеников и среди них – предателя.

За Иисусом ходило много народу, выбор был большой. Он же избрал всего двенадцать, но двенадцать особо приближенных: "Потом взошел на гору и позвал к себе, кого сам хотел; и пришли к нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с ним были..." (Мк 3, 13-15); "Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами..." (Лк 6, 13). Среди особо приближенных и Иуда Искариот. Выбор Иисуса вполне свободен и даже многоступенчат. Кроме апостолов, он избрал и других: "После сего избрал Господь и других семьдесят учеников..." (Лк 10, 1).

Избрание апостолов – не простое наименование. Это еще наделение их особой силой: "И призвав двенадцать учеников своих, он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь..." (Мф 10, 1); "И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами..." (Мк 6, 7); "Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных..." (Лк 9, 1-2). Для чего избраны апостолы? Для проповеди учения Христа. Это самое ответственное поручение, самая важная и вместе с тем трудная задача. Апостолы – продолжение Иисуса среди народа, среди народов! Они сами, самостоятельно, понесли его учение людям. Понесли так и в том виде, как и в каком виде понимали его самого и его учение.

Можно ли было посылать на проповедь людей, совсем не понимавших или понимавших не вполне, что они проповедают? Это была бы профанация всего учения и даже прямое его извращение. Извращение Царствия Божия и дел божиих! В этом случае цель Христа, проповедь Царствия Божия, не была бы выполнена, а Спасение человечества оказалось бы скрытым от спасенного. Значит апостолы хотя бы в основных чертах должны были понимать и принимать откровения Христа. Конечно, можно было бы совершить Спасение человечества втайне, без объявления, но что бы такое Спасение дало самому человечеству? Ведь цель Спасения не просто искупление грехов, но и побуждение к нравственному исправлению. Поэтому Спасение должно было быть гласно и вполне понятно объявлено. Итак, назначение апостолов – объявление миссии Христа. Для этого они сами должны были в достаточной степени осознавать ее. Следовательно, апостолы самое меньшее не должны быть дураками. Да и какой смысл призывать в помощники слабоумных?

Как же избранные ученики представляли себе своего учителя? Начнем с откровений Иисуса своим ученикам о себе. Напрямую, что он Бог и Спаситель, Иисус не говорит, но опосредованно это заключено во всех его речах: "Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют его, и в третий день воскреснет..." (Мф 17, 22-23). Такого рода предсказания Иисус делал часто. Надо сказать, что апостолы, что бы они там ни думали, а в основном принимали эти откровения как правду. Так, продолжение только что приведенной цитаты следующее: "И они весьма опечалились..." (Мф 17, 23). Для людей простых, какими были избранные ученики, специально сыграть печаль, так, чтобы это выглядело достоверно, весьма затруднительно. А иначе бы евангелист Матфей не отметил бы специально такой реакции. Да и какой смысл следовать за человеком, которому не веришь? За человеком, из-за которого бросил дом и хозяйство?

Пусть речи Христа о себе туманны, но дела-то его явны более чем! "Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют..." (Лк 7, 22). Добавим от себя: голодные насыщаются, бесы повинуются, бури успокаиваются, вода держит яко суша! Что же требуется еще для доказательства исключительности Иисуса?! Никакой человек на такое не способен. К этому следует добавить еще свободное владение не только текстом Святого Писания, но и духом его, так поражавшее книжников и фарисеев. Иисус не только сам творит чудеса, но и передает свою силу апостолам и еще семидесяти ученикам. Такая передача убеждает даже сильнее, чем сам факт чуда. Особенно это должно было поразить тех, кто благодаря получению божественной силы сам приобрел способность творить чудеса.

Все эти события длятся не месяц-другой, а год. Целый год апостолы странствуют с Иисусом. Целый год они слушают его проповеди. Целый год они дивятся его чудесам. Целый год они приобщаются к Царствию Божию. За это время вполне можно было бы разуверовавшись или не выдержав тягот странствий, оставить своего учителя. К такому исходу было достаточно поводов: гонения властей, да и просто жителей, наконец, предложение самого Иисуса. И действительно: "Многие из учеников его отошли от него и уже не ходили с ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?.." (Ин 6, 66-67).

Что же думали апостолы об Иисусе, за кого они его принимали? Странствия с Христом не прошли впустую. Апостолы признавали в нем Сына Божия. Если не самого Бога, то существо во всяком случае божественного происхождения. Так, после чуда хождения по воде, к которому приобщился и Петр, апостолы "подошли, поклонились ему и сказали: истинно ты Сын Божий..." (Мф 14, 3). "В одно время, когда он молился в уединенном месте, и ученики были с ним, он спросил их: за кого почитает меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но он строго приказал им не говорить о сем..." (Лк 9, 18-21). На вопрос Иисуса: не хочет ли кто из апостолов покинуть его, "Симон Петр отвечал ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что ты Христос, Сын Бога живаго..." (Ин 6, 68-69). Заметьте, Петр отвечал не за себя одного, а за всех. Значит это было преобладающее мнение двенадцати. Христос, то есть Мессия, Спаситель, ожидания пришествия которого были очень распространены среди еврейского народа в то время, – вот кем был для апостолов Иисус. Второе существо после самого Бога. Служение Мессии составило бы смысл существования, смысл всей жизни для любого еврея!

Как же Христос избрал себе в ученики предателя, наперед зная о его предательстве? Бог подставил Иуду, специально для предательства избрав его в апостолы и тем погубив? Не будучи избранным, Иуда не совершив предательства оставался бы одним из многих – обычным человеком с обычными грехами, а так – он совершил тягчайшее преступление – предал БОГА! С другой стороны, избрание заведомого злодея посланцем, благовествующим о Царствии Божием и исцеляющего именем Господним – просто невозможная вещь. Наконец, никакой человек, особенно злодей, сам не будет подставляться – ведь Иисус неоднократно предсказывал предательство и свою гибель. "Во время Тайной вечери Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня..." (Ин 13, 21). И даже на вопрос Иуды, не он ли, Иуда, предаст его, Иисус прямо ответил, что это – он: "Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал..." (Мф 26, 25). "Ты сказал" – вежливая форма "да", принятая в то время. Да после такого любой злодей отступится. Христос – Бог любви, пришедший для спасения: "Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать..." (Лк 9, 56). Бог не может совершить подлость, следовательно Иисус не мог специально выбрать злодея. Но и случайно злодей не мог подвернуться, ведь Иисус заранее знал своего предателя!

Значит, Иуда совершил предательство не по злому умыслу – в этом случае он был бы злодеем, а мы показали, что этого не может быть, – а либо по неведению, либо осознанно, но с благими целями. Иного быть просто не может. Может быть Иуда просто не понял, кто такой Иисус? Слабоумным Искариот быть никак не может, ибо набирая глашатаев своего учения Иисус такого бы не взял, так как слабоумный не в состоянии благовествовать о Царствии Божием и утверждать Церковь Христову, потому как не поймет ничего. Выбрать слабоумного только для того, чтобы тот его предал, – опять-таки значит подставить, то есть дело подлое, а потому для Бога невозможное.

Могло ли быть предательство случайным? К примеру Иуда совершил поступки, последствия которых не предвидел? Такое предательство – деяние по неведению. В таком случае Иисус просто не мог не предупредить Иуду о неправильности его действий, о том, что тот губит этим свою душу. Ведь Христос пришел спасти всех, – значит и Иуду тоже!: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся. Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих..." (Мф 18, 11-14). И по неведению Иуда не мог совершить того, что совершил.

А если Иуда скован был дьяволом и не владел своей волей? Так может показаться в повествовании евангелиста Иоанна о Тайной вечери: на вопрос Иоанна, кто же предатель, "Иисус отвечал: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана..." (Ин 13, 26-27). В этом случае Иуда не виновен. Изгонял же Иисус бесов из других, почему же не изгнал он сатану из Иуды. Здесь-то бес самый, что ни на есть опасный – опасный для того, кем он владеет – для Иуды. Иисус сатану не изгнал – значит не было сатаны!

Значит, осознанно? Выходит так. Иуда совершил то, что совершил осознанно и с благими намерениями. Звучит парадоксально. Но другого вывода сделать нельзя. Только в этом случае Иисус не стал бы отговаривать Иуду – тот бы все равно не послушал, ибо действовал ради благой цели. Действительно благой, ведь в противном случае, Иуда неизбежно заблуждался бы, а следовательно, не ведая того губил бы себя. Идущего к гибели по недомыслию Иисус не мог не спасти.

Иисус не сделал ни одной попытки остановить Иуду. Почему? Потому что знал его мысли. Иисус обладал способностью читать чужие мысли: "И вот, принесли к нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?" (Мф 9, 2-4). "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?" (Мк 2, 6-8). И еще далее, когда апостолам "пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его перед собою..." (Лк 9, 46-47). Таким образом, и мысли Иуды не были для него тайной.

Что же это за благая, истинно благая цель, ради которой Иуда пошел на столь тяжкий грех? Эта цель прямо вытекала из миссии Христа. Иисус не мог не погибнуть – об этом уже сказано выше. И смысл этой гибели, этой страшной крестной смерти, неоднократно предсказываемой Иисусом, смысл этой смерти, недоступный большинству и непонятный близким, был открыт Искариоту! Ради выполнения Христом своей миссии пошел Иуда на грех! С полным сознанием этого греха. Вот, когда цель оправдывает средства. Иуда пожертвовал собой, чтобы Иисус смог спасти человечество. Искариот – единственный, кто понял суть своего учителя!

Не предай Иуда своего учителя, того бы не осудили и не казнили. "Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на него, но свидетельства сии не были достаточны..." (Мк 14, 55-56). Это уже на суде, но так же обстояло дело и с поимкой Иисуса. Вот как описывает пленение Иисуса евангелист Иоанн: "Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это я. Стоял же с ними и Иуда, предатель его. И когда сказал им: это я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: я сказал вам, что это я..." (Ин 18, 3-8). Вот такая потрясающая нерешительность! И это у специально посланного достаточно большого отряда, ночью и без посторонних свидетелей. О прямом аресте на глазах народа при таких настроениях говорить просто не приходится. Так что схватить Иисуса было для властей весьма непросто. Не предложи Иуда властям свою помощь, арест мог бы вовсе не состояться.

Именно, понимая миссию Иисуса, совершил Иуда предательство. "Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же его дал им знак, сказав, кого я поцелую, тот и есть, возьмите его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал его..." (Мф 26, 47-49). Вот оно! "Радуйся!" Чему радуйся? Что за нелепость? Нелепость для непосвященного. "Радуйся, ибо назначение жизни твоей исполнится, нет более препятствий для жертвенного искупления человечества!" – вот смысл этой странной" фразы Искариота.

Да, Иуда способствовал великому благу. Но способствовал грехом. Пусть по сравнению с возможностью спасти все человечество одно маленькое предательство и глазом не видно, но от этого предательство не перестает быть предательством. Подлость, пусть во имя блага, не перестает быть подлостью. Да и предательство не вообще кого-то, а БОГА. Тяжелейшую внутреннюю борьбу должен был выдержать Иуда, прежде чем совершил, что совершил. Дав Иисусу возможность спасти всех, он погубил себя. О страшных нравственных терзаниях говорит и самоубийство Искариота: "Тогда Иуда, предавший его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился..." (Мф 27, 3-5). Ведь и самоубийство есть тяжкий грех. Как же велики были страдания Искариота!

Погиб ли Искариот? Принимая на себя грех предательства Бога, Иуда жертвовал собой ради Бога. Принята ли его жертва? Искупается ли предательство Иуды открытием им свободы крестного пути для Иисуса? Вот, что говорит Евангелие: после отказа апостолов покинуть Иисуса и исповедания ими, что Иисус – Христос, "Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал я? Но один из вас диавол..." (Ин 6, 70). На Тайной вечери при умывании ног ученикам Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все..." (Ин 13, 10). Во время молитвы после Тайной вечери Иисус говорит об апостолах, обращаясь к Богу Отцу: "Когда я был с ними в мире, я соблюдал их во имя твое; тех, которых ты дал мне, я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели..." (Ин 17, 12). В общем, указания достаточно определенные. Но следует учитывать одну вещь: мысли, а потом и действия, направленные на причинение ущерба Богу, заметьте, Богу-Человеку, потому что Богу человек никакого ущерба причинить не может, при ясном понимании, что это действительно Бог, безусловно греховны. Даже сама такая мысль есть уже большой грех. Поэтому и сказано об Иуде так резко. Если бы Иуда отступился и не призвал стражников, то он все равно бы имел на душе своей тяжелейший грех – грех намерения. Если бы Иисус каким-либо образом избежал смерти после пленения, то к греху намерения у Иуды добавился бы еще более тяжелый грех действия. И только крестная смерть Спасителя, искупая все человечество могла изменить положение. Ведь именно искупление всех людей и было конечной целью всех действий Иуды. Стоит отметить, что время, к которому относятся все эти высказывания – время настоящее, время текущего момента. Поэтому приведенные цитаты относятся к промежуточному состоянию – до искупления Христом грехов мира, когда, безусловно, Иуда пал.

Вот другое свидетельство: как-то во время странствования "Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, – в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых..." (Мф 19, 27-28). Это и об Искариоте тоже, ведь речь идет о двенадцати апостолах. Здесь время, к которому относится речь, – время будущее, отдаленное будущее, то есть время уже после Искупления. Еще одно исключительно важное указание – принятие причастия Нового Завета на Тайной вечери: "он возлег, и двенадцать апостолов с ним..." (Лк 22, 14) "и, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело мое, которое за вас предается [за вас – за всех, то есть и за Иуду тоже!]; сие творите в мое воспоминание." Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в "моей крови, которая за вас проливается..." (Лк 22, 19-20). Исключительной важности событие – заключение Нового Завета. И к нему допущены все, – и Искариот. Это еще раз подтверждает, что Иуда не навеки пал. Не то, что злодей, но даже усомнившийся не мог быть допущен к такому причащению. Таким образом, жертва Искариота принята; грех его Христом искуплен. Искариот воссядет в Царствии Божием наравне с другими апостолами.

Та благая цель, ради которой Иуда пошел на смертный грех, на предательство Бога и которая только и могла быть достигнута этим предательством, оправдала его: Христос искупил вину Искариота. Искариота следует по праву признать великим апостолом, единственным, который понял назначение и призвание Иисуса, понял его миссию и ради Христа и спасения им человечества, положившего душу свою.

Tags: Бог, Иисус, Иуда, мысли
Subscribe

  • Югославия. 22 года.

    Ютуб снес бóльшую часть видео бомбежек. «За нарушение правил в отношении натуралистичного контента». Его собственных…

  • К вопросу объявленной воскресной бузы

    Навальный зарвался. Во-первых, откровенно наплевал на закон. Он же на условном сроке. И что? И ничего! То есть ему можно, а всем прочим, что в…

  • Что нам несут американские выборы?

    Тут где-то попалось высказывание, кстати неоднократно попалось и разных авторов, что, мол, чего это мы так пристально следим за американскими…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Югославия. 22 года.

    Ютуб снес бóльшую часть видео бомбежек. «За нарушение правил в отношении натуралистичного контента». Его собственных…

  • К вопросу объявленной воскресной бузы

    Навальный зарвался. Во-первых, откровенно наплевал на закон. Он же на условном сроке. И что? И ничего! То есть ему можно, а всем прочим, что в…

  • Что нам несут американские выборы?

    Тут где-то попалось высказывание, кстати неоднократно попалось и разных авторов, что, мол, чего это мы так пристально следим за американскими…