Он стал офицером войск химической защиты – специалистом направления, которое, как показала новейшая история, приобретает все большую и большую значимость и, возможно, вскоре превратится в армии в одно из наиболее важных. И поучаствовал во всех существенных конфликтах нашего времени, к которым так или иначе имела отношение Россия.
Еще курсантом он прошел Чернобыль (и теперь до смерти вынужден регулярно глотать пилюли, чтобы эту самую смерть отодвинуть). Потом была эвакуация русских из Закавказья, чье свободолюбивое население вдруг решило, что его свобода заключается, прежде всего, в возможности грабить, насиловать и резать чуть более светлокожих соседей. Далее были чеченская кампания, прогремевшая на весь мир Приштина и сразу вслед за нею еще одна чеченская кампания.
Два воинских звания он получил досрочно.
За Вторую чеченскую был представлен к герою России. Но… Но ему была нужна квартира – боевая подруга с каждым днем давила все сильнее и сильнее. И ведь командование клятвенно обещало. Но… Но открывшиеся как раз в это время лимиты в очередной раз разошлись среди более старших чинов. И он психанул, заявил: «Не нужны мне ваши побрякушки, себе их повесьте. Мне квартира нужна!». Представление отозвали. А он хлопнул дверью, написав рапорт.
Жена несостоявшегося героя бортанула, демонстративно наставив рога и обозвав неудачником. А прежде чем съехать, сдала в ломбард его парадную форму.
Он вернулся в теперь уже пустую родительскую квартиру. Работает на пищевом производстве – что-то там по технической части. И навсегда зарекся в какой бы то ни было форме формализовать свои отношения с женщинами. И, пожалуй, ему очень не помешал бы хороший психотерапевт. Впрочем, а кому из нас помешал бы психотерапевт?
Мы сидим с ним вдвоем на кухне и пьем водку. Он смотрит в окно. А я думаю о несуразности нашего времени…
Вот по-настоящему геройский парень, чья жизнь отдана Родине и, в сущности, является иллюстрацией целого исторического периода нашей страны, периода без обиняков эпохального. Но сейчас он сидит, по сути, у разбитого корыта – страна его подвигов не оценила. И на себя он уже махнул рукой – так, дотянуть бы как-то до старости. А ведь ему еще даже до пятидесяти далеко…
Легко служить Родине в стабильные времена, при сильных и умных правителях. Тогда все идет в дело, на благо стране. И страна привечает. Не жизнь – песня! Когда же раздрай и безвременье, службу твою никто не замечает – одна только История. Сколько безымянных героев отдали свои силы, свои жизни Родине в Смуту начала XVII века? Они просто выполняли свой долг, как сами его понимали. Кто знает о них, кто помнит? Никто. Но страна выстояла. Только благодаря им. Вот и сейчас так.
Journal information