Да и зачем он, патриотизм, при современных-то открытых границах и гуманитарно-рыночных отношениях? Свободное перетекание идей, капиталов, рабочей силы и всеобщий примат либеральных ценностей… Личность – это да! Плохо ей здесь – переберется туда. И будет жить-поживать, добра наживать и самореализо-о-овываться. А государство и привязываемый к нему патриотизм – это для дураков. Да?
Да, индивидуум может переселиться в другую страну, в той или иной мере вписаться в другое, чужое общество. И катастрофы никакой не случится. Но это вписывание потребует известного напряжения и далеко не всегда приводит к желаемому результату – хотя бы по психологическому комфорту. Какие-то культурные нестыковки всегда будут вызывать негативные ощущения. И уж воспринимать это новое общество своим, своей плотью переселенец не будет никогда. Другими словами, он всегда будет ощущать некоторую ущербность своего бытия.
Ну, так то индивидуум, один человек. Ну, группа. Весь же народ или существенная его часть вписаться в другое государство, другой народ не смогут – будут либо перемолоты, либо уничтожены. Прецедентами история заполнена под завязку – от безымянных теперь варваров эпохи позднего Рима до западэнцев современной Украины, сменивших веру, культуру, историю и, как следствие, душу.
Только в своем обществе, в своей культуре, в своей языковой среде человек чувствует себя хорошо, по-настоящему хорошо. И, соответственно, только здесь он может наиболее полно состояться как личность. Но эти условия самораскрытия и личностного комфорта требуют защиты. И патриотизм подвигает человека на эту защиту.
Патриотизм – не блажь упертых националистов-мракобесов. Это естественный, на уровне биологического вида гомо сапиенс, механизм защиты и самосохранения этноса. Именно в форме этносов человечество и существует как вид. Каждый этнос идентифицирует себя, прежде всего, по принципу мы-они, свой-чужой. В своем этносе человеку, именно как личности, той самой личности, о которой так пекутся либералы, максимально комфортно. Хочешь оставаться собой, существовать и развиваться в психологически комфортных условиях, – защищай свой способ жизни, свой способ мировосприятия. Не хочешь – будешь, в лучшем случае, кооптирован другой общностью с насильственным и болезненным сломом всего привычного, а скорее всего, просто стерт в порошок или превращен в раба. Увы, на мировой арене этносы – что дикие звери в лесу.
Патриотизм представляет собой явление гораздо более глубокое, чем может показаться с первого взгляда. Он имманентен способу существования человека как биологического вида. Государство, национальная территория – все это уже вторично, все это можно изменить и сменить. А без патриотизма нет человека, нет по-настоящему свободной личности, нет свободы для личности.
Вы не находите в себе чувства патриотизма? Что ж, стало быть, вы застряли на стадии удовлетворения животных потребностей (привет от Абрахама Маслоу!) и те самые, тонкие, фибры души еще не выросли, или вы… прирожденный раб – такие тоже бывают, и их мно-о-ого.
Journal information