Macroud (macroud) wrote,
Macroud
macroud

Categories:

Неудавшееся погружение во тьму. «Остромов, или Ученик чародея. Пособие по левитации» Дм. Быкова



Впечатления противоречивые.

Многословно чрезвычайно, впрочем не сказать, что словоблудно – слог-то хороший. Просто словесный поток уж очень, хм, многоводный. Лишний, пустой…

Разговоры, разговоры, а действия-то – почти что ноль. Потому за сюжетом, который в разговорах да мыслях, следить сложно.

И вне сюжета – философствование. Про жизнь, про ее смысл, про талант, про творчество, про совесть, про добродетель, про порок, про, про, про… Бесконечное… Тягучее… Теряющееся в неразличимом бормотании… Бессмысленное… Но с претензией!

Поначалу все никак не отделаешься от ощущения какого-то подражания – прежде всего, Пелевину, а то Пастернаку и М. Булгакову, Ильфу с Петровым.

Подробностей множество, качественных подробностей. Вполне путеводитель по Петербургу. Замечаний, точно подмеченных деталей, критики разного рода – вагон. Но вне критики… получается не очень, не хватает чего-то. Авторской самодостаточности?

«Персонажей тоже много, многих я уже не вспомню…» Главные, неглавные, проходные, эпизодические. Скрупулезно описанные, изукрашенные, пережеванные. Друг с другом и с сюжетом несвязанные. Для чего? Нет ответа…

Роман из жизни, хм, оказавшейся не удел еврейской интеллигенции. Не русского дворянства и не русского купечества, и даже не русской интеллигенции, а именно интеллигенции еврейской, хотя и мнящей себя интеллигенцией российской. 1925 год, Ленинград. Под конец добираются и до 1939.

Герои – лишние люди. Невписавшиеся. А вернее, никчемные, при любом строе никчемные. Правда, вот, героям их никчемность недоступна. Она и автору недоступна, поскольку он некоторым образом себя с теми героями отождествляет.

Даня, со всех сторон персонаж положительный – потому что ни разу душу свою не заложил. А мог бы? Или просто не успелось? Все-таки что-то в отношении него гложет…

Остромов, персонаж, хм, не совсем отрицательный – даром, что аферист и шарлатан, хоть и небесталанный, – разводит главным образом представителей власти, а среди них – преимущественно чекистских бонз. Разве же оставляющий в дураках ЧК может быть отрицательным? Но как можно играть с ЧК, с этой имманентно демонической машиной вечно кровавого режима? Во-о-от. Автор-то, в отличие от героя, понимает.

С другой стороны, Остромов-то наш не наивный мечтательный вьюнош, все детство проведший на благолепном Западе и только что оттуда возвратившийся – вполне себе жулик, до недавнего времени достаточно успешно гастролировавший по провинции. Он что, не в курсах, какая в стране уже скоро десять лет как власть, что играть с нею себе дороже? Чай, не 18 год! Разве что автор Бендера нашего за уши притягивает… Но тогда о какой достоверности может идти речь? Вся логическая конструкция рушится.

Да, откровенная антисоветчина. Впрочем сегодня она ненаказуема. Но вот это постоянное «они», через губу и с презрением… Презирай, однако страну и жизнь-то перевернули и власть приобрели не безграмотные лапотные «они», а вполне образованные интеллигентные их руководители, преимущественно еврейской национальности. Лапотные «они» – только фронтсимвол новой жизни, но хозяева – совсем-совсем персонажи иные, так что… И если руководство то полагать глупым и необразованным, в отличие от себя, то как объяснить, что те империю разрушили и все приобрели, а вы, такие умные и продвинутые, оказались и продолжаете пребывать в дерьме?

Не та страна, не тот народ, не то время – все не то! Когда же это кончится? Когда же придет цивилизованная европейскость? Или когда же ее кто принесет? А пока – только томление интеллигента от безысходности и торжество аферистов, баламутящих и без того мутную воду.

Что хотел показать автор? Что каждый сам кузнец своего счастья? Что ищущему да дастся? Что советская власть вообще и ее ГПУ в частности абсолютное зло? Что чистой душе в советской, в русской действительности места нет и мироздание само выдавит ее в высшие эоны, или… по-тихому лишит разума и тем избавит от муки? Или что автор имеет претензию на мастерство в изящной словесности?

Все-таки критик беллетрист неполноценный. Когда критик пытается стать беллетристом, получается графоман.


Tags: книги
Subscribe

  • Югославия. 22 года.

    Ютуб снес бóльшую часть видео бомбежек. «За нарушение правил в отношении натуралистичного контента». Его собственных…

  • К вопросу объявленной воскресной бузы

    Навальный зарвался. Во-первых, откровенно наплевал на закон. Он же на условном сроке. И что? И ничего! То есть ему можно, а всем прочим, что в…

  • Что нам несут американские выборы?

    Тут где-то попалось высказывание, кстати неоднократно попалось и разных авторов, что, мол, чего это мы так пристально следим за американскими…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Югославия. 22 года.

    Ютуб снес бóльшую часть видео бомбежек. «За нарушение правил в отношении натуралистичного контента». Его собственных…

  • К вопросу объявленной воскресной бузы

    Навальный зарвался. Во-первых, откровенно наплевал на закон. Он же на условном сроке. И что? И ничего! То есть ему можно, а всем прочим, что в…

  • Что нам несут американские выборы?

    Тут где-то попалось высказывание, кстати неоднократно попалось и разных авторов, что, мол, чего это мы так пристально следим за американскими…