Macroud (macroud) wrote,
Macroud
macroud

Categories:

На пороге эры telecom-sapiens’а, или «Комьюнити» А. Иванова



«Комьюнити» у А. Иванова – вторая книга про дэнжерологов, ну, тех, что охотятся за смертельно опасными артефактами. Первая была «Псоглавцы». Вроде как они составляют дилогию… Дилогия – значит, что-то общее.

Сильно рефлексирующий и вполне интеллектуальный герой имеется и там, и там. Можно даже сказать, что герой – и там, и там – наиболее (или один из наиболее) человечный человек. Но если в первом романе герой – откровенный босяк (хотя и не без перспектив), то во втором – успешный «selfmaker», не предприниматель или торговец не важно чем, пусть и работающий, но уже почти оторвавшийся от народа (из которого не так давно вышел) и этот народ презирающий, как, например у О. Славниковой в «Легкой голове», а пробившийся специалист (хотя правильнее было бы сказать, замеченный и пристроенный в нужном месте харизматичным боссом-предпринимателем).

И там, и там впечатляющая научная проработка субстрата «смертельно опасной темы» – исторические и прочие экскурсы посредством всезнания Интернета, весьма достоверная и весьма обширная эмуляция бложного обсуждения и СМС-переписки.

Если в первом романе артефакт был материальный, то во втором – семантический, своего рода, магический ритуал. Правда, по ходу выясняется, что артефакт-то тут дутый – да, до последнего все разговоры об артефакте, но по существу-то вся механика процесса представляет собой программную, на уровне гениальности, реализацию возможностей современных телекоммуникационных технологий, имеющую конкретного автора. «Волшебный артефакт» – только красивая обертка, замануха и одновременно отвлекуха. Никакой аккумуляции энергии прошлых культур здесь нет – эта опция не востребована, а стало быть, и об артефакте говорить нельзя. Разве что считать таким артефактом всю телекоммуникационную систему современной цивилизации… Это первый, можно сказать, прокол в денжерологии «Комьюнити».

И, наконец, дэнжерологи. Если в первом романе они появляются чуть ли не на первой странице, обуславливая сюжет (не было бы заказа с их стороны – не было бы и всего действа), то во втором – уже минуя середину текста – как раз когда начинаешь задумываться о том, отчего эта книга включена в дилогию, если никаких специалистов по опасностям до сих пор не нарисовалось. Но теперь денжеролог – лицо случайное, «просто прохожий», такая же жертва разворачивающегося действа, как и прочие герои. И нужен он только для приклеивания к процессу «правильного» названия. Смыслов это, в целом, не добавляет и на сюжетную линию никак не влияет. Это второй прокол в денжерологии «Комьюнити». Ошибка? В какой-то мере, да. Но роман это не портит – он выходит за рамки жанра и осмысливает нечто большее – наше ближайшее будущее как цивилизации. На таком фоне блекнут любые артефакты.

Современная цивилизация – цивилизация информационных технологий: Интернет, мобильный телефон, интерактивные СМИ. Человек всегда на связи (даже когда вне зоны досягаемости), «человек – это его айфон». Мы на пороге эры telecom-sapiens’а – телекоммуникационного человека и одновременно все более разумного телекома. Но так ли все просто с этой уже почти реализовавшейся перспективой? Нет ли там каких подводных камней?

«Комьюнити» приоткрывает дверь в почти наступившее завтра… И мы получаем антиутопию, вернее, преантиутопию: Мордор еще не наступил, но уже очень страшно, а главное, бежать-то некуда – не завтра, так послезавтра, но именно к этому нынешнее развитие телекоммуникаций и приведет. К чему? Да к программированию человеческого мировосприятия, а стало быть, и к управляемой виртуализации его бытия. И хорошо, если все-таки управляемой…

Кто-то полагает, что образы в голове – фигня, никак не пересекающаяся с реальностью, и потому существенного значения не имеющая? Но реальность мы воспринимаем через собственные определенным образом сформированные представления, через информационную призму – и никак иначе! Причем наше видение окружающего мира – наше только формально: то, что мы видим, что себе представляем – это сумма впечатлений всех членов общества, это коллективное творчество. Таким образом, для человека реальность – это виртуальность, с той или иной корреляцией отражающая действительность, но никогда не отражающая ее абсолютно адекватно (а часто не отражающая ее даже приблизительно). А информационная призма – это в известном смысле программа, вернее, пакет программ. И черт его знает, какие там есть специфические программы и к чему может привести их инициация…

У героев романа, например, должным образом проведенная инициация сторонним, так сказать, оператором повреждает картину мира, изменяет мировосприятие. И повреждение это оказывается так же смертельно, как для тела повреждение органическое, нанесенное вирусом. Тотальное быстрое саморазрушение. Как когда-то от чумы…

Кому-то покажется, что вся эта заумь не имеет к роману никакого отношения, а роман – просто детектив с элементами хорора. Нет, все это написано самим А. Ивановым. Почти в тех же самых выражениях. Я только перепаковал чуть поплотнее.

Читая критику и отзывы на произведения А. Иванова, не перестаю удивляться, что их авторы находят все, что угодно, кроме того, что написал сам Иванов! А ведь он вообще все пишет открытым текстом. Не только в этом романе, в прочих тоже. Ничего между строк искать не надо. Это, кстати, показывает, что Иванов – традиционный писатель типа классиков вроде Толстого или Достоевского. У тех тоже все по нескольку раз пережевано для бестолкового читателя. Но, видать, читатель нынче пошел настолько бестолковый, что уже разучился не только понимать явно выраженные мысли, но и вообще их замечать.


Tags: Алексей Иванов, книги
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments