Macroud (macroud) wrote,
Macroud
macroud

Categories:

«Солярис» Стивена Содерберга, 2002



Однажды вечером психолога Криса Кельвина, одиночку, ведущего достаточно скучную, если не сказать нудную жизнь, навещает пара спецагентов. Они демонстрируют ему послание его друга Гибаряна, отправленное с частной станции на Солярисе, в котором тот зовет Криса прилететь и во всем разобраться, а то больше разрешить свалившиеся на голову экипажа проблемы некому. Как выясняется, компания-владелец пыталась сперва решить вопрос посылкой группы спецназа, но та при подлете к станции бесследно исчезла. И Крис летит…







Да, по ходу дела выясняется, что если Крис не разберется в ситуации, станция вместе с людьми будет уничтожена. Ну, что ж, очень по-американски. Но вот вопрос: а в чем, собственно, разбираться? Пока это не понятно ни зрителю, ни самому Крису.

Поначалу все время ловишь себя на сравнении с творением А. Тарковского – вот здесь у того то, а вот там – это, но постепенно фильм Содерберга выруливает на вполне самостоятельную дорогу.

По прилете Крис направляется прямиком в морг-холодильник и созерцает труп Гибаряна. И рядом еще чей-то, буквально весь измазанный кровью. Кровь вообще встречается на станции достаточно часто – на стенах, на потолке. А по пустым коридорам разносятся дикие крики и звуки чьих-то шагов. Полное впечатление сумасшедшего дома…

Как выясняется, на станции всего два человека экипажа – хиппующий и как бы не очень в себе тип по фамилии Сноу и упертый ученый-физик с экономическим уклоном негритянка Гордон. Да, еще где-то бегает не понятно откуда взявшийся маленький мальчик – сын почившего Гибаряна. А наутро (ну, условное такое утро) появляется еще Рея – давно покончившая самоубийством жена Криса…







Откуда взялась Рея, ни она сама, ни Сноу внятно объяснить не могут. Зато все очень четко объясняет Гордон: это материализация образа, извлеченная Солярисом из биополя мозга спящего человека. Она не человек и потому опасна, тем более что смерть на нее и ей подобных не действует – уже проверено. И сколько на станции этих материализаций, не известно. Вот, например, к Сноу приходил брат, но потом куда-то ушел.

Почему к Крису пришла именно Рея? Наверное, потому что она – его самое сильное переживание последних лет. И самое мучительное…. Вот и в этот раз он засыпал, вспоминая, как они познакомились. Он продолжает любить Рею и корить себя, что в тот роковой день что-то сделал не так, а что-то, наоборот, не сделал.







Рея – центр вселенной Криса, в некотором смысле вполне реальной вселенной и вполне самодостаточной. И станция Соляриса здесь – только одна из эманаций этой вселенной. И в какую вселенную Крис погружен больше, в ту, с Реей или в эту, реальную, сказать не может даже он сам. Именно поэтому Крису совершенно все равно, настоящая эта Рея или нет, человек ли она или искусственный болван, управляемый неведомым разумом. Солярис материализовал ему утерянное счастье – и этого Крису достаточно. Более того, если у него есть Рея, ему не нужна Земля!

Именно Рея – центральная фигура фильма Содерберга, а вовсе не Крис.

Однако Гордон настаивает на ликвидации гостей-материализаций и Реи в первую очередь. На замечание Криса, что такая ликвидация будет убийством, негритянка заявляет: «Мы попали в ситуацию за пределами морали» – мол, твоя, Крис, жена мертва, а эта, так сказать, особь – это не человек и, соответственно, ее ликвидация убийством не будет. Для блага человечества. Вот Гордон уже и способ придумала.



И во время этого людоедского обсуждения неожиданно приходит ощущение, что Рея-то и есть единственный настоящий живой человек… И здесь на станции в качестве копии, и там на Земле, когда она формально была человеком и чьи воспоминания нынешняя Рея сохранила и разделяет.









А потом к Крису пришел Гибарян, ну, как бы Гибарян. И открытым текстом пояснил, что он, Гибарян – своего рода кукла, «выполняющая волю, пославшего мя». Но чем от него, этого Гибаряна, отличаются сам Крис и прочие люди, считающие себя людьми? Ничем. Все такие же куклы.



«Что Солярису от нас нужно?» – спросил Крис. «А почему ты думаешь, что он от нас чего-то хочет?» – был ответ.

Впрочем, чего-то все-таки Солярису от Криса нужно. Вот и материализация Гибаряна посоветовала ему сваливать. Да что там – спасаться, ибо никаких ответов тот все равно не найдет и только погибнет. Но что Солярису Крис?

Там, на Земле, Крис с Реей как-то обсуждали в компании место человека в мироздании. Крис вместе с друзьями отстаивал идею, что место человека как царя природы и венца эволюции вселенной предопределено законом природы, тем же антропным принципом, и потому человек полностью властен в своих помыслах и действиях – ограничений нет. Рея же отстаивала приоритет морали – раз человек технически всемогущ, то должен вести себя в соответствии с полученной миссией бога – именно доброго бога. Однако аргументированного спора не получилось…

И тут мы еще раз задаемся вопросом, почему к Крису пришла именно Рея? Почему Солярис материализовал именно ее? Может быть, оттого, что Рея по своему миросозерцанию близка Солярису? Какая разница, в какую оболочку упакован разум?

Что есть человек? Прежде всего, разум. И еще то, что называется достаточно невразумительным термином «самость», кроме прочего, предполагающее индивидуальность и развитую этику как зрелость этой индивидуальности. Тело и связанная с ним физиология – не имеющая необходимости фикция. И в этом смысле материализованная Рея – совершенно человек. А сам «человек» – только одно из многих вербальных обозначений какой-то ступени мирового закона развития.

Но есть ли у «гостей» индивидуальность?

Сноу убит своим братом-материализацией!.. Сноу хотел сам убить брата, но тот его опередил. Самозащита. И теперь брат готов жить на станции вечно и вечно скучать, гоняя компьютерные игрушки…

«Гости» хотят жить и вполне могут обходиться без своих «хозяев»! Другими словами, «гости» индивидуальны. И их латентная связь между собою и с Солярисом нисколько этой индивидуальности не нарушает.

А вот Рея жить не хочет! Потому что ей нужен Крис, нужна его любовь. А ни на станции, ни на Земле они жить не могут. Они не могут быть вместе! И Рея идет к Гордон, чтобы та ее ликвидировала…

В общем, Крис со своей миссией не справился. И они с Гордон бегут со станции, попутно сталкивая ту с орбиты.







Крис возвращается в свой пустой дом и продолжает жизнь бобыля. И в очередной одинокий вечер, готовя себе ужин, Крис случайно попадает ножом по пальцу. Такое уже было, до полета на Солярис. Всё, как тогда… Но вот только рана на глазах почти мгновенно исчезает. Ураганная регенерация! Так и хочется воскликнуть: «Нейтринная система!», но… такие системы были у Тарковского.

А на улице все время идет дождь. Он шел до полета на Солярис. Идет и теперь. Он идет всегда… Что бы это значило? В чем его смысл?.. Всё – майя. Реален только чистый разум. Но и он подвержен манипуляциям…



Что есть человек? Разум. Что ему нужно для счастья? Взаимопонимание, единение с другим разумом. И Солярис дает Крису счастье. И Рее. И, пожалуй, что-то от этого счастья перепадает и ему самому…



Мелодрама… С неожиданным, но счастливым финалом.

Надо сказать, фильм Содерберга производит смешанное впечатление. С одной стороны претензия, и не беспочвенная, на невероятную философскую глубину, а с другой – реализуется эта претензия заметно через силу, натужно.

Лем написал фантастику. И не фантастику вообще, а научную фантастику. Но сегодня снимать научную фантастику разучились (это вам не Кубрик с «Космической одиссеей»…). Современный постмодерн пытается наукообразной галиматьей прикрыть окончательное разрушение логичной картины мира. Слушать «научное обоснование» технических манипуляций экипажа станции совершенно невозможно. Мерцающие по всем стенам в большом количестве экраны компьютеров – не важная замена утерянной связности бытия. А, так сказать, гуманитарные манипуляции не выходят за рамки нынешнего американизма об… избранности американцев.

Нет, все-таки Содерберг – не Тарковский.

Tags: кино
Subscribe

  • День Победы. Зарисовка

    День выдался пасмурный, периодически пытался накрапывать дождик. Полиции в центре много, даже очень много, но она корректна и благосклонна. Спустя…

  • С Днём Победы!

    Самый главный праздник. Теперь самый главный… Потому что касается всех. Всех, кто Родину любит и ею дорожит. Всех, кто помнит, ЗА ЧТО шла…

  • Христос воскресе!

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • День Победы. Зарисовка

    День выдался пасмурный, периодически пытался накрапывать дождик. Полиции в центре много, даже очень много, но она корректна и благосклонна. Спустя…

  • С Днём Победы!

    Самый главный праздник. Теперь самый главный… Потому что касается всех. Всех, кто Родину любит и ею дорожит. Всех, кто помнит, ЗА ЧТО шла…

  • Христос воскресе!